Панда
Замок Калиостро
Навзикая
Лапута
Тоторо
Ведьмина почта
Порко Россо
Шепот сердца
On Your Mark
Волчья принцесса
Сэн
Замок Хаула

Главная страница

логотип

"Конан"
("Мирай сё:нэн Конан", английское название "Future Boy Conan". По мотивам книги Александра Кея "Невероятный прилив". Режиссеры Хаяо Миядзаки, Исао Такахата, Кэйдзи Хаякава. Студия "Нихон Анимэйшн", 1978).

       "Конан" - телесериал, который закрепил известность Миядзаки в качестве режиссера и, по-видимому, открыл ему дорогу в большой кинематограф.
       В кинофильмах мы привыкли видеть Миядзаки сразу и как сценариста, и как автора раскадровок, и как режиссера. В "Конане" сценарий ему не принадлежит, раскадровки он делал лишь для части серий (в этом качестве, помимо прочих, мелькают также Нобору Исигуро в серии 11 и Ёсиюки Томино в серии 14, два имени, которые много говорят любителям фантастической военной техники), режиссер в большинстве серий тоже не единственный, а вместе либо с Такахатой, либо с неким Кэйдзи Хаякавой. С другой стороны, можно не сомневаться, что против его воли на экране ничего не происходило, и место "Конана" - рядом с другими работами Миядзаки.
       Действие этого сериала происходит, как в "Навзикае из Долины ветров", на обломках некогда великой цивилизации, от которой уцелела лишь пара островов - технократическое государство Индустрия и аграрная община Хай-Харбор. Двое детей, Конан и Лана, внучка ученого, которым очень интересуются в Индустрии, спасают попеременно мир и друг друга.
       В противоположность тем сериалам, где каждый эпизод самостоятелен, а общие только герои, здесь единый сюжет разделен на 26 частей, и ничего нельзя убрать, добавить или поменять местами. "Конана" как целое отличает мастерски выверенная композиция. События текут то быстрее, то медленнее, то в бешеном темпе несколько серий подряд идет сплошная череда непредсказуемых трюков. Каждый эпизод непременно кончается зацепкой, чтобы заставить зрителей смотреть дальше: понятно, что герои и на сей раз выкрутятся, но как?
       Что выкрутятся, понятно, поскольку Конан, хотя и не варвар, Конан обладает всеми задатками супермена. Щуплый на вид мальчишка выламывает куски стен, дерется, спрыгивает с башен, метает гарпун пальцами ноги и проводит под водой едва ли не по пять минут. Вдобавок у него море обаяния и золотое сердце.
       Телесериал вопринимается малыми дозами, по полчаса в день с перерывом на выходные, и поэтому просто должен быть концентрированным и преувеличеным. Мальчишка-герой защищает прекрасную принцессу, женственную в самом лучшем смысле слова: пробуждающую в мужчине рыцаря. Как Кларисса в снятом на следующий год "Замке Калиостро", Лана не просто нуждается в защите, но и достойна защиты. Злодей гротескно злобен и не тратит времени на намеки, предпочитает бить. Комический приятель думает только о еде. А добавляет непредсказуемости самовлюбленный позер капитан Дайс, и нашим, и вашим, и себе на уме, которого невозможно не любить и который, конечно, проявляет в конце концов свою долю героизма.
       Так же утрированно-схематичен и конфликт: "плохая цивилизация" с хлебом из пластмассы и "хорошая природа" - сельская община с натуральным хозяйством и идеалами коллективизма. Диктатор, ведущий общество к гибели, и угнетенные массы, которые спасаются, взяв власть в свои руки. Ученые, виновники глобальной катастрофы, которые раскаиваются и погибают, благословив зарю новой жизни. Идея, что человек в лохмотьях автоматически хорош (а человек в пиджаке хотя и не обязательно плох, характерно, что даже эпизодические "чуждые элементы" ходят не в одной рубашке). Вдобавок мораль говорят вслух, что может смутить некоторых зрителей.
       Конечно, это не был бы Миядзаки, если бы главная воспитательная работа не шла помимо слов. Пейзажей такой красоты, как на идиллическом острове Хай-Харбор, поискать. Цветы на меже золотого поля под синим небом - лучшая агитация за сельскую жизнь.
       Еще одна вещь, которая несколько уравновешивает упрощенность мира в "Конане" - то, что этот мир одновременно уменьшен в размерах. Не только главному герою дана, не по возрасту и не по росту, возможность вершить судьбы человечества, но и человечество со своей стороны сделано соизмеримым с мальчишкой. После глобальной катастрофы осталось мало людей. Перед нами страны, которые можно оглядеть с башни или с холма, и народы, которые можно целиком собрать на площади или посадить в один корабль. Похожий прием Миядзаки затем использует в "Навзикае", где человечество тоже состоит из племен.
       Мир племен - это мифический мир, поэтому в нем оказывается на месте мифический герой, от которого и тамошние жители, и мы ждем мифических чудес и подвигов.
       В заключение надо отметить еще одну вещь. Первое, что обычно говорится о "Конане" - что это источник и прототип "Лапуты". Так и есть. Особенно с середины фильма, когда события становятся серьезнее, и соответственно серьезнее становится Конан, они с Ланой и выглядят, и держатся, и действуют как Падзу и Сита.
       Но "Лапута" - не единственная картина, где можно найти преемственность с "Конаном". На сериале формировались ожидания зрителей "Навзикаи из Долины ветров", и многое должно было показаться им знакомым. Способность Ланы, как и Навзикаи, к телепатии. Летательные аппараты - толстокрылый самолет "Гигант" и странная летающая ступа. Оккупация Хай-Харбора, которая напоминает завоевание Долины ветров вплоть до речи победительницы перед побежденными, и вообще сходство обеих военачальниц, Ксаны из "Навзикаи" и Монсли из "Конана". Бессилие технократии и торжество общины. Наконец, уже упомянутый мифологический мастштаб событий, мир малых племен и великих героев, чего нет в Лапуте.
       Кроме того, Конан от радости иногда становится на голову, как героиня "Панды большой и маленькой". Мелькает колодец в скалах, Аппетитный похожий на бухту Порко Россо. Есть поединок лучника (правда, пешего) с огромным черным кабаном, хотя это комическая сцена, и я не думаю, чтобы она действительно имела отношение к завязке "Волчьей принцессы". Есть большое дерево, ставшее классическим в "Лапуте", "Тоторо" и "Волчьей принцессе". Полосатых белок, правда, нет, зато есть поросенок по кличке Аппетитный: Миядзаки делит с Честертоном идею, что из свиньи может получиться неплохой друг человека.
       "Конан" не так популярен и доступен, как другие вещи Миядзаки, отчасти из-за возраста, отчасти из-за того, что 26 серий - это немало (в его японском издании на DVD семь томов).
       Стоит ли его разыскивать, зависит от отношения к телесериалу как к жанру. Те, кто ждет кинофильма в стиле "Лапуты", растянутого на тринадцать часов, будут разочарованы, потому что это невозможно: другая форма налагает другие требования. А как приключенческий телесериал "Конан" хорош и совершенно заслуженно принес Миядзаки славу режиссера. Не знаю, удастся ли прослезиться, но поводов подпрыгивать и ахать будет в избытке до последней серии.

 

пейзаж из фильма

Верх страницы