Конан
Панда
Замок Калиостро
Навзикая
Лапута
Тоторо
Ведьмина почта
Шепот сердца
On Your Mark
Волчья принцесса
Сэн
Замок Хаула

Главная страница

логотип

"Порко Россо"
("Курэнай-но бута", английское название "Porco Rosso". Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 1992).

       Действие этого фильма происходит на Балканах перед Второй мировой войной. Экранизация одноименного комикса Миядзаки, это рассказ о том, как Марко, бывший военный пилот, а ныне охотник за воздушными пиратами, доказывает свое первенство в небе Адриатики. Две особенности делают "Порко Россо" весьма необычным произведением даже для студии "Джибли", среди фильмов которой нет ни повторений, ни подражаний.
       Первая особенность видна уже в названии: красный - от цвета самолета, а свин оттого, что главный герой, отважный летчик - свинья, причем свинья в самом прямом, зоологическом смысле, с пятачком и висячими ушами.
       Миядзаки в комиксах часто изображает персонажей-мужчин (не исключая себя самого) в виде свиней. Там это один из приемов его художественного языка, как бы условное обозначение, привычное читателям и добавляющее очарования и юмора. В фильме Миядзаки тоже не вдается в объяснения. Про героя известно, что он "заколдован", и персонажи-люди, с которыми он общается, принимают его внешность как нечто, не выходящее за рамки привычного порядка вещей. Порко
       Вторая особенность, и объяснение первой, состоит в том, что это фильм о неудачнике, о герое, потерпевшем поражение. Пройдя Первую мировую, он разочаровался в себе, в людях и в жизни; поэтому его и отрезает от человеческого общества облик свиньи. Гротескный прием комикса в фильме наполнился содержанием, которое заставляет вспомнить Ремарка и Хемингуэя. Не будет преувеличением сказать, что Марко/Порко Россо - один из самых глубоких персонажей Миядзаки.
       Конечно, автор не мог позволить Порко остаться разочарованным. Утраченные идеалы ему возвращает любовь двух женщин. Одна из них - красавица Джина, хозяйка отеля (остров Адриано, где он расположен, можно найти на карте у берегов Хорватии), другая, Фиолина - более типичная героиня Миядзаки, семнадцатилетняя дочь авиаконструктора, которая чинит для Порко поврежденный в воздушном бою самолет. Благодаря им герой в последних кадрах фильма превращается из свиньи обратно в человека.
       Впрочем, как всегда у Миядзаки, хороший конец - не окончательное решение всех проблем, после которого героям остается только "жить долго и счастливо". Если задуматься, перспектива оказывается на редкость мрачной: в Италии набирает силу фашизм, назревает война, которая превзойдет ужасы предыдущей, а положение Марко стало, по существу, даже несколько хуже, чем когда он был свиньей. Надеяться на светлое будущее не приходится; но теперь, по крайней мере, он сможет умереть человеком.
       Нужно добавить, что "Порко Россо" - настоящий гимн самолетам 30-х годов. Наполняющие фильм гидропланы выдержаны в духе эпохи, которую Миядзаки считает самой романтической в истории авиации, а некоторые - по крайней мере, самолеты Порко и его главного противника, американца Кертиса - основаны на реальных прототипах. И, разумеется, картины воздушных боев не имеют себе равных.
       Отношение к этому фильму зрителей неоднозначно, слишком уж он не укладывается в привычные рамки, но тем более полны энтузиазма его поклонники. Одно бесспорно - эта невероятная смесь гротеска, романтики и скрупулезной исторической точности в деталях никого не оставит равнодушным.


Фильму "Порко Россо" посвящен большой, богатый различными материалами сайт, расположенный по адресу  http://porco.anime.ru

Одна из самых запоминающихся сцен фильма, когда герой видит души погибших летчиков, навеяна рассказом английского писателя Роальда Даля (между прочим, автора сказки "Чарли и шоколадная фабрика") "Они никогда не станут взрослыми". Текст сборника, включающего этот рассказ, опубликован по адресу http://lib.ru/INPROZ/DAL/dal3.txt

 

пейзаж из фильма

Верх страницы