Конан
Панда
Замок Калиостро
Навзикая
Тоторо
Ведьмина почта
Порко Россо
Шепот сердца
On Your Mark
Волчья принцесса
Сэн
Замок Хаула

Главная страница

логотип

"Небесный замок Лапута"
("Тэнкуу-но сиро Рапюта", английское название "Laputa, the Castle in the Sky". Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 1986).

       Действие этого фильма разворачивается в условной европейской стране начала прошлого века, в эпоху паровозов и первых автомобилей, а также удивительных, не имеющих аналогов в реальном мире транспортных средств, которые способны доставить немало удовольствия любителям техники. Лапута, сохранив от путешествий свифтовского Гулливера только общие очертания летающего острова-крепости, предстает нам как столица древней империи, покинутая и превратившаяся за семь веков в легенду, в которую не верит никто - за некоторыми исключениями.
       Главная героиня, Сита - девочка, которая, сама того не зная, является наследницей престола этой мифической державы, и за которой поэтому охотятся пираты и военные. Ей помогает Падзу, мальчик из шахтерского городка. Ребятам примерно по 12 лет, и таков же возраст зрителей, к которым прежде всего обращен фильм; по собственным словам Миядзаки, он стремился вернуть детям, живущим в скучном и до конца освоенном современном мире, веру в романтику и приключения. Романтика и приключения и составляют его основное содержание. "Лапута" - образец того, каким должен - или, лучше, каким иногда способен быть приключенческий фильм. Падзу
       Этот, в принципе неглубокий, жанр построен на борьбе добра и зла, где добро побеждает. Но подлинные ценность и вес он приобретает тогда, когда добро и зло из сюжетной схемы становятся реальными категориями; и Миядзаки заставляет нас исключительно отчетливо почувствовать их реальность.
       Иногда первое впечатление бывает обманчивым - жутковатого вида робот, преследующий Ситу по крепости, на самом деле ее преданный слуга, пираты к концу фильма становятся лучшими друзьями, недаром сквозь их гротескную внешность просвечивает незлая и в общем вполне симпатичная натура. Наконец, сама Лапута, предстающая сначала как цветущий сад, оказывается разрушительным оружием. Но граница между добром и злом никогда не проходит по живому. Хорошие люди не знают плохих мыслей и не совершают плохих поступков (а плохие - хороших; наряду с "Замком Калиостро" это один из немногих фильмов Миядзаки, где есть настоящий злодей). Даже Лапута отчетливо, вполне физически разделена на "добрую" и "злую" половины.
       У многих авторов положительные герои превращаются в схему, но создавая характеры ребят, Миядзаки доказал свое мастерство: они получились живыми и замечательно органичными. Пожалуй, одна из самых существенных вещей в фильме - та естественность, с которой Падзу и Сита без колебаний, не задумываясь и не мелочась, проявляют отвагу, верность и благородство.
       Когда происходит кризис мировоззрений и системы ценностей теряют устойчивость, кто-нибудь должен показать, что на самом деле они неизменны. Миядзаки делает именно это. "Лапута" - красивый и увлекательный фильм, но также очень полезный. Это не только мечта о приключениях, но и напоминание, что человек может верить в добро, держаться добра и не давать обстоятельствам себя сломить.

 

пейзаж из фильма

Верх страницы