Добрая богиня
Ответ Сасакибаре
Мистер Дженкинс
Снежная королева
Переписка 1999 г.
Хаку и Тихиро
Порко и Джина
К Абсолюту
Образ науки
Цивилизация "Лапуты"
Фантастика у Миядзаки
Тема "Волчьей принцессы"
Наставление юношеству

Главная страница

А.Панина

Философия деталей

       Студия "Джибли" знаменита своим стилем, который ни с чем не спутаешь; наверно, не будет ошибкой считать его создателем Миядзаки, поскольку похожие черты есть в его произведениях до создания студии "Джибли" - по крайней мере, в "Замке Калиостро" и в "Навзикае".
       Художественная форма рисованого фильма вносит в смысл целого не меньший вклад, чем слова и поступки героев. Можно сказать, что в ней есть своя философия, и в случае Миядзаки она очень точно соответствует философии, выраженной словами.
       Практически в каждом фильме Миядзаки есть момент, когда нас специально заставляют смотреть на природу не из сюжетных соображений, потому что там следы какой-нибудь катастрофы (такая сцена есть в "Навзикае", но не она там главная) или откуда-то должен появиться злодей, не высматривая что-то, а именно на красивый вид как таковой.
       В "Замке Калиостро" это сделано почти прямолинейно: герой сидит и любуется природой. В "Лапуте" есть облака, в "Порко Россо" полеты над морем, из незабываемых картин состоит путь Аситаки на запад в начале "Волчьей принцессы" и поездка Тихиро в поезде в "Сэн". Пейзажи соперничают с действием в "Тоторо", "Ведьминой почте" и "Шепоте сердца" (раскадровки в "Шепоте сердца" принадлежат Миядзаки, так что это его вклад). Только относительно "Навзикаи" можно спорить, самоценны в ней пейзажи или нет: они завораживают, но очень уж сюрреалистичны.
       Какая философия стоит за роскошными видами, нет необходимости объяснять. Их красота значит именно это - что мир прекрасен.
       Другой особенностью произведений Миядзаки являются невероятно проработанные массовые сцены. Они тоже считаются "фирменными", а про значение, которое в них вкладывает автор, кое-что известно от него самого. В одном из интервью Миядзаки говорит о фильме, который в ранней юности произвел на него сильное впечатление, "Легенда о белой змее", что уже в бытность аниматором посмотрел этот фильм снова и пришел к выводу, что так рисовать нельзя: нельзя делать красивыми и живыми только главных героев, а на остальные роли выводить безликих статистов. И действительно, человек у Миядзаки никогда не становится просто частью декорации.
       Помимо живых и выразительных персонажей в массовках, гуманистическая философия дает еще один очень интересный изобразительный эффект, уже в отношении интерьеров: они всегда обжитые. Один из аниматоров "Ведьминой почты" отмечает, что у Миядзаки вещи появляются на экране не из формальных соображений - что-то в левом нижнем углу пустовато, - а там, где они нужны с точки зрения обитателей нарисованного мира. Если есть камин, рядом с ним будет стоять кочерга. Миядзаки ни на миг не перестает заботиться о нуждах изображаемых людей, как бы вне зависимости от того, заметят это зрители или нет.
       Разумеется, зрители замечают. Да и то, что остается за границами сознательного внимания, воспринимается подсознательно и вносит свой вклад, создавая ощущение особой реальности происходящего.
       Это верно не только для неподвижных элементов обстановки, но и для мелких движений. Вот в "Ведьминой почте" Кики моет пол - обратите внимание, как движется щетина на щетке. Вот в "Лапуте", пока Сита и старый горняк Пом заняты разговором, Падзу успевает отхлебнуть горячего чая, обжечься и подуть на него. В "Волчьей принцессе" Аситака, показав бонзе Дзико железную пулю и убрав ее в мешочек на поясе, затягивает тесемки привычным движением, незаметным ни для него самого, ни для зрителей... Примеры можно приводить бесконечно.
       Речь идет даже не о том, что все эти "лишние" движения надо было нарисовать. Гораздо существеннее, что сначала их надо было предусмотреть в эскизах, сочиняя сцену, потому что в рисованом кино без воли режиссера не шелохнется ни один волос на голове героя и ни одна травинка под ногами.
       Все вместе - богатые пейзажи, обитаемые интерьеры, живые толпы и естественные движения - и создает отличительную для стиля Миядзаки насыщенность, почти превышающую зрительский порог восприятия.
       Отсюда редкая особенность, отличающая его фильмы: со второго-третьего раза, когда события и реплики известны наизусть, можно отвлечься от сюжета и смотреть только на обстановку, сосредоточиться на мелочах, на декорациях и реквизите. Наблюдать, как набегают на берег волны, как поднимается и тает пар над чайником или дым от сигареты, как плывает облако, ветер перелистывает страницы книги. Мало какой игровой фильм выдерживает подобный взгляд, и понятно почему - потому что мало в каком игровом фильме автор стремится из каждого кадра сделать картину. А кто стремится, тот по сравнению с рисованым кино студии "Джибли" оказывается в том же положении, что фотография рядом с живописным полотном: в живописи меньше случайного, и соответственно больше эффект.
       Обязательно посмотрите таким способом хотя бы один фильм Миядзаки, лучше из более созерцательных. Не исключено, что вы испытаете эффект восстановленного зрения: на некоторое время ваш взгляд приобретет способность задерживаться на небе, на случайной тени от листьев на мостовой, на мелких, мимолетных деталях.
       Все мы знаем, что в обычной жизни обращаем мало внимания на происходящее вокруг, но надо на минуту сделать стершуюся обыденность отчетливой, чтобы понять, какой процент ее проходит мимо нас. Многие философы и психологи отмечают, что в современном мире человек разучился воспринимать окружающее и живет как во сне, поглощенный погоней за мнимыми удовольствиями и заменителями счастья.
       Поэтому я думаю, что целенаправленное внимание к подробностям, уходящим за грань восприятия, это еще одно средство, с помощью которого Миядзаки во всех своих фильмах решает одну и ту же великую задачу: восстановление системы ценностей.
       Подобно тому, как его герои серьезно и искренне воспринимают нравственные категории и учат нас тому же, аниматоры его студии серьезно и искренне изображают мир и учат нас, что он существует и прекрасен.

март '03

Верх страницы