Добрая богиня
Ответ Сасакибаре
Мистер Дженкинс
Снежная королева
Переписка 1999 г.
Хаку и Тихиро
К Абсолюту
Образ науки
Цивилизация Лапуты
Фантастика у Миядзаки
Тема "Волчьей принцессы"
Наставление юношеству
Философия деталей

Главная страница

Олег Лямин

Порко и Джина,
или
Почему Марко превратился в Порко

       Как верно было замечено в соответствующем обзоре, "Миядзаки ... не вдается в объяснения". Причина, по которой Порко превратился в свинью, так и не была названа. Однако на мой взгляд показанного достаточно если не для того, чтобы вынести окончательный вердикт, то хотя бы для понимания характера главного героя. И можете не соглашаться, но мне кажется, что именно в нем и скрыта причина превращения.
       Порко, несомненно, любит Джину. С самого детства они - близкие друзья, Джина и четверо мальчишек. С годами они не отдалились друг от друга. Джина была замужем последовательно за всеми своими прежними друзьями. Кроме Марко. Наверное, другие взрослели чуть быстрее него, и он не успел понять, что любит свою подружку, любит и готов признаться ей в любви до того, как это сделал его друг.
       Впрочем, причина может быть и в другом, но факт остается фактом - Марко с давних пор любит Джину (помните воспоминание Джины в момент возвращения Порко на новом самолете?), но замуж она выходила за других. Стоит присмотреться и к самой Джине, к самым первым кадрам с ее участием. Добрая, мягкая улыбка, чуть печальная. Нервные игры "в любовь" - не для нее. Возможно, что и она с самого начала любила именно Марко. Но тот молчит, а его (и ее!) лучший друг просит ее руки. Трудно в других фильмах найти пример такого стойкого мужества, когда любящая женщина проводит четкую границу между реальностью и мечтой. Она остается жить в реальном мире, не потеряв и мечту, не обманываясь и свыкаясь с той грустью, которая только множится с гибелью ее мужа. Но если она принимает свою судьбу такой, какая она есть, Марко это не удается.
       Помните тот единственный случай, когда он поведал свою историю Фио? Можно быть уверенным, что случай этот - единственный не только в масштабах фильма, но и во всей жизни Порко, и даже Джине эта история навряд ли известна. Патруль, воздушный бой, друзья погибают один за другим, а он ничем не может им помочь - у него на хвосте сидят трое, и он может думать только о себе. Его лучший друг, друг детства, только что женившийся на Джине, тоже в этом патруле. И его в числе прочих видит Марко, пока еще Марко, безмолвно, в полной тишине, на самолете с остановившимся винтом поднимающемся к самолетному облаку... Марко кричит ему: постой, не уходи! Подумай о Джине! Пусть лучше я уйду вместо тебя! И вот эти мгновения, как мне кажется, и превратили героя воздушного флота Марко в Порко.
       Уже в крике его слышна причина: Джина. Он любит ее, уже давно. Детство прошло, и можно сказать те самые слова - но они уже сказаны другим. Но как просто - другой (лучший друг!) уйдет, и Джина снова будет свободна. Каждому из нас знакомо такое чувство. Мы точно знаем, что этих подлых мыслей не было в нашей голове в тот самый единственный момент, когда они и могли послужить причиной обмана, предательства ли. Но потом, потом, гадюкой мыслишка эта проберется, найдет дорогу и превратит память об и без того страшном событии в настоящий кошмар, подменив истинные причины вымышленными. Совесть иногда выкидывает страшные шутки...
       Мне лично однажды показалось, что именно это и произошло с Марко. Он не смог избавиться от мысли о том, что совершил предательство. Это чувство глубоко упрятано и не влияет на знание. Он знает, что помочь своему другу ничем не мог. Это и позволяет ему не стыдится смотреть Джине в глаза. Но себя он считает свиньей с тех самых пор, когда не погиб вместо - или вместе - со своим другом.
       "Я три раза была замужем за летчиками", - говорит Джина. Порко - единственный из ее старых друзей, который так и не сделал ей предложения. Конечно, нелепо делать это ему, Свину. Но это отговорка поверхностная, логичная, а более глубокая причина в том, что отныне словами "Я люблю тебя" Порко распишется в том предательстве, которого он не совершал.
       А что же Джина? Ее друзья, за которыми она была замужем, погибли один за другим. Каждого из них она любила. Не могла не любить хотя бы как друзей. И потому не могла отказать, несмотря на свою печальную и терпеливую любовь к Марко. Но других мужей у нее отныне не будет. Только Порко, единственный из тех, кого она любила, остался в живых. И с того дня, когда для нас, собственно, и начинается повествование, она будет ждать только его.
       На форумах нередко всплывает дискуссия на тему "Дождалась Джина Порко или нет?". Я склонен считать, что да. Джина победила в своей игре, как говорится в завершающей фильм фразе. Кроме того, наши герои смогли уцелеть в круговерти тех событий. С тех пор пошло много войн... Сказано это устами Фио, которая смогла стронуть груз на сердце Порко.
       "Веришь в меня?" - переспрашивал тот на острове после визита воздушных пиратов. - "Давненько я не слышал этих слов!.."
       Не случайно, что именно Фио и именно в тот же день довелось выслушать историю Порко, перед которым появилась настоящая цель за все время его вольной охоты. Цель, к которой обратились силы всей души Порко. И не случайно, что слова Кертиса о Джине во время боксерского поединка подействовали на Порко сильнее удара молота: его броня треснула. Броня, возведенная им самим, чтобы не выпустить наружу свою страшную тайну и не впустить внутрь что-то другое. Готовясь в ночи к предстоящему сражению, Порко, наверное, впервые за все время смог открыть забрало - и это увидела Фио...
       А воздушный бой? Порко абсолютно невозмутим все то время, что мы его видели - но здесь он преображается. Здесь и сейчас у него есть цель в жизни. Потому он и рычит в кабине: "Я не отдам тебе Фио! Только не такому, как ты!" Потому он и бросается в рукопашную. И потому-то даже Кертис, подобно Фио до того, с удивлением вдруг видит в нем не свинью и кричит: "Что с твоим лицом? Покажи лицо!.." Потому я и уверен, что перед Джиной рано или поздно эта маска спадет - и сорвав маску со своего внутреннего "Я", Порко наверняка вернет себе и лицо настоящее.
       Впрочем, можно быть уверенным: Джина будет любить его всегда, какая бы маска между ними не оказалась.

       P.S. "Свин, который не летает, обыкновенная свинья". В этих словах тоже скрыт глубокий смысл, и отчасти он перекликается с предыдущей темой. В той же плоскости лежат и другие слова Порко: "Лучше быть свиньей, чем фашистом", "Пусть люди занимаются этим" (о поддержке своего - фашистского! - государства) и т.д. Грубо это можно расшифровать таким образом: "я (Порко) уже сделал все, что мог, предал своего друга, и этого с меня довольно. Быть в придачу к этому еще и фашистом я не собираюсь".

октябрь 2004

Верх страницы