Добрая богиня
Ответ Сасакибаре
Мистер Дженкинс
Переписка 1999 г.
Хаку и Тихиро
Порко и Джина
К Абсолюту
Образ науки
Цивилизация "Лапуты"
Фантастика у Миядзаки
Тема "Волчьей принцессы"
Наставление юношеству
Философия деталей

Главная страница

В. Егоров

Миядзаки и "Снежная королева"

       Известно, что на молодого Миядзаки огромное впечатление произвёл фильм "Снежная королева" 1957 года Л.Адамова. Об этом сам Миядзаки много говорил во время телемоста с Норштейном в программе Д.Деброва "ПроСвет" 29-10-2005. И я подумал, что история про Навсикаю - это ведь миядзаковская версия фильма "Снежная королева" Л.Адамова.
       В фильме про Навсикаю это неочевидно. Фильм был "быстрой" экранизацией ещё не родившейся манги. В фильме путешествие Навсикаи закончилось, не успев начаться. А вот путешествие Навсикаи в манге, по моему мнению, это путешествие Герды...
       Например, лес мира Навсикаи очень похож на лес Снежной королевы. Деревья, покрытые плесенью и грибком, очень похожи на лес, покрытый толстым слоем инея. Споры рассеиваются, словно идёт снег. В лесу во власти Снежной королевы, как и в ядовитых зарослях в "Навсикае", гибнут всё живые существа.
       Труднодоступный дворец Снежной королевы представляется мне аналогом подземелий Шувы. Это сосредоточие чудес (хотя бы волшебное зеркало королевы), олицетворение мудрости и вечности. Вершина мудрости - хозяин/хозяйка. Ему/ей поклоняются абсолютно преданные служители. Служители Хозяина в Шуве имеют целью расшифровать священные тексты его мудрости. Кай, который служит Снежной королеве, в фильме 1957 г. восторгается точностью линий ледянных кристаллов и имеет целью сложить из них некую фигуру (в сказке и советском игровом фильме он должен сложить слово "вечность"). Служители лишены всех других мыслей, кроме служения абсолюту.
       В обеих историях героиня смогла добраться до цели своего путешествия. И дворец Снежной королевы, и подземелья Шувы были разрушены.
       На своём пути Герда/Навсикая встречает множество людей. Всех она удивляет своей целеустремлённостью и непосредственностью. Она нравится простым людям и королевским особам, юным и старикам (Юпа, бабушка, старейшины Долины/старые Лапландка, Финка и др.). Все стремятся ей помочь. После встречи с ней перевоспитываются разбойницы и также помогают ей. В обоих случаях можно также заметить общение с животными и помощь с их стороны.
       Сцена, натолкнувшая меня на явную аналогию со "Снежной королевой" - это искушение героини райским садом. Попытка хранителя сада оставить героиню у себя: "Тебе надо отдохнуть. Поспи. Оставайся здесь". В сад оказалось легко войти, но сложно найти выход.
       Кстати, в саду "Навсикаи" удивительное богатство животного и растительного мира, а пшеничные поля обрабатывают гидры (как в ранней манге "Путешествие Сюны"). Козел Кест похож на оленя Яккула, можно увидеть многоглазых бобров, как в "Сюне" и в "Лапуте".
       А ещё в "Снежной королеве" Герда ездила верхом на северном олене. Не она ли является законодателем моды ездить верхом на оленях? Хотя я бы сам на вопрос про Яккула - откуда, - ответил бы "От верблюда". В ранней манге "Люди пустыни" главный герой, мальчик Тэм, добирается до города Педжете (!) верхом на верблюде.
       "Снежная королева", вероятно, и до "Навсикаи" присутствовала в работах Миядзаки. В "Принце севера" главный злодей Грюнвальд отличается от Снежной королевы только полом. У Адамова есть сцена, где Герда скачет на олене, а их провожает стадо диких северных оленей. Во время начальных титров "Принца севера" есть аналогичная сцена - главный герой, Хольс, бежит с мечом, и его сопровождает стадо диких северных оленей. Считаю, что это всё появилось также благодаря фильму Адамова 1957 г.

март '07

Верх страницы