Летательный аппарат "Люпена"
Воздушный флот "Навзикаи"
Век пара и наследие Лапуты
Дирижабли Миядзаки
Лес и металлургия в "Мононоке"

Главная страница

С.Житомирский

Нестандартные технические решения

       Милой технической шуткой можно назвать экзотичный, хотя и не абсурдный самолет, который мелькает в "Ведьминой почте", когда юная ведьма Кики летит на метле из родной деревни в город. В небе ей встречается весьма многомоторный биплан, что-то вроде пародии на самолеты конца 20-х годов прошлого века. Вообще-то, насколько я знаю, в действительности на бипланы больше четырех моторов не ставили (могу вспомнить только первые самолеты Сикорского)[*]. Но в фильмах Миядзаки есть и другие занятные машины.
      Как видно, художник ценит в своих положительных героях задатки мастеров-моделистов. С авиамоделью возится, например, застенчивый друг героини в фильме "Сосед Тоторо"; друг ведьмы Кики из названной выше "Почты" строит мускулолет, а Падзу из "Лапуты" занят сооружением орнитоптера; там же можно наблюдать замечательные крыломашущие мотоциклы.
      Идея полета с помощью крыльев манила людей давно. Эскиз человека с механическими крыльями есть среди технических идей Леонардо да Винчи. Но реализовать с их помощью удалось только парящий полет - воздушные змеи, потом планеры, позже самолеты. Настоящие крыломашущие машины так и не поднялись в воздух, оставшись на уровне игрушек.
      Мы не получаем ясного представления об орнитоптере Падзу, который демонстрирует только его заводную летающую модель. Неизвестно даже, был на нем предусмотрен мотор, или подросток надеялся только на свои мускулы. Любопытно, что в конце сороковых годов на одном из авиационных парадов в Тушино демонстрировался легкий экспериментальный самолет, который медленно помахивал концами крыльев. Как видно, эти опыты ни к чему не привели. Этой же проблемой безуспешно занимался и главный герой повести Фазиля Искандера "Стоянка человека". Не знаю, был ли у него реальный прототип.
      Сам Миядзаки в одном из интервью справедливо заметил, что при взмахе крыльев корпус такой машины должен испытывать неприятные для пилота колебания. Это наглядно демонстрирует ныряющий, волнообразный полет модели Падзу, так что даже если бы его машина смогла летать, вряд ли она оказалась бы удобной.
      Но Миядзаки в фильме постарался развить эту идею полета за счет воздушных мотоциклов, выполненных в подражание уже не птицам, а насекомым. В его "мухолетах" задача решена с применением двух пар небольших крыльев, машущих с большой скоростью в противофазе и тем самым смягчающих вибрацию. Кроме машущих крыльев "мухолеты" снабжены еще и реактивными ускорителями. Не стоит задумываться над их кинематикой и силовыми установками. Ничего похожего реальная авиация не знала, и вряд ли скоро узнает. Кинематика машущего крыла настолько сложней вращения пропеллеров или течения газовых струй, что здесь "следовать за природой" не имеет смысла.
      А вот постройка мускулолета, самолета с педальным приводом, как в "Ведьминой почте", задача осуществимая. В конце прошлого века многие спортсмены пытались пересечь Ламанш на аппарате с мускульным приводом. Их энтузиазм подогревала обещанная за это премия. Наконец одному из соискателей, талантливому конструктору и классному велосипедисту на большом и почти невесомом самолете удалось это сделать.
      Идея мускулолета проста: это самолет, пропеллер которого приводится в движение педалями. Самое сложное - сделать машину достаточно легкой, но кроме того нужно еще передать движение от педалей, расположенных поперек корпуса, к винту, ось которого направлена вдоль. Это можно сделать разными способами, например, с помощью перекрестной ременной передачи. И на одном из кадров "Ведьминой почты" действительно видно, как от вала винта вниз идет, перекрещиваясь... почему-то не ремень, а цепь. Но обычная велосипедная цепь на такие подвиги не способна. Может быть, в этом мире были в ходу какие-то особые цепи?
      Между тем, подобную задачу можно решить с помощью обычной велосипедной цепи и конической зубчатой передачи. При этом легко получить повышение скорости от педалей к винту примерно в 10 раз. Наш юный техник мог бы использовать для этого передачу заднего моста легкового автомобиля, только поставить ее надо наоборот (в автомобилях она понижающая).
      Впрочем, маловероятно, что найдется механизм, который привел бы к тому потрясающему эффекту, который мы наблюдаем в фильме.
      В конце фильма герой вполне успешно летает на своем мускулолете, но в реальных земных условиях управляемый полет без применения мотора остается пока на самом пределе человеческих сил.

* Читатель сайта Виктор Егоров уточняет: Это вполне реальный английский самолет Handley Page HP-42 (1931 г) - http://www.airliner.by.ru/airliners1927-30/hp-42.htm. Машина довольно известная, так как именно с этого самолета началась эра комфорта в воздушных перевозках.
(назад к тексту)

май '03

Верх страницы