Воздушный флот "Навзикаи"
Век пара и наследие Лапуты
Дирижабли Миядзаки
Нестандартные решения
Лес и металлургия в "Мононоке"

Главная страница

С.Житомирский

Летательный аппарат "Люпена"

      В одном из первых фильмов Миядзаки появляется небольшой летательный аппарат, который трудно отнести к какому-то из существующих классов. Он напоминает вертолет, потому что снабжен винтом, который дает ему возможность вертикального взлета и посадки. Винт приводится в движение реактивными двигателями, расположенными на концах лопастей.
      Идея реактивного вертолетного винта не принадлежит Миядзаки, в начале 50-х годов она активно разрабатывалась, но так и не нашла практического применения. Преимущество такого винта состоит в том, что он, имея независимый от корпуса привод, не передает фюзеляжу противоположный вращательный момент. Чтобы нейтрализовать этот момент обычно используют либо поперечный винт на хвосте (схема Сикорского), либо пару подъемных винтов, вертящихся в разные стороны (один над другим в машинах Камова, или вдоль корпуса в схеме Песецкого). В системе, изображенной Миядзаки, поперечный винт не нужен.
      Однако его машина является отчасти автожиром - в дополнение к вертолетному винту она имеет самолетный пропеллер, причем толкающий, расположенный на хвосте. Толкающие винты применялись довольно часто на заре авиации, а на гидропланах и много позже.
      Тем не менее то, что изобразил Миядзаки - не обычный автожир. У классического автожира подъемный винт пассивный, он заменяет крылья и вращается встречным потоком воздуха (отсюда и название от греческих корней "само" и "вращение"). Автожир обеспечивает вертикальную посадку, но для взлета требует разгона. Такие аппараты строились и успешно летали, но оказались по устройству сложнее самолетов, а по возможностям беднее вертолетов, и поэтому сошли со сцены. Интересно, что принятое в 50-е годы русское название "вертолет" вместо прежнего международного "геликоптер" ("винтокрыл"), видимо, впервые появилось в применении к автожиру. В журнале "Техника-Молодежи" как-то публиковался снимок автожира 30-х годов, на борту которого было написано "Вертолет Красный инженер".
      Но у летательной машины фильма есть еще и небольшие крылья, выполняющие, видимо, функции стабилизаторов, причем приделанные к их концам кили снабжены посадочными колесами.
      Что можно сказать об этой машине? Она вполне соответствует жанру детективно-трюковой комедии самим нагромождением избыточных технических решений, но скомпонована так оригинально и ловко, что производит впечатление "чуда техники".

май '03

Верх страницы