Летательный аппарат "Люпена"
Воздушный флот "Навзикаи"
Век пара и наследие Лапуты
Дирижабли Миядзаки
Нестандартные решения

Главная страница

С.Житомирский

Лес и металлургия в "Мононоке"

      Действие "Мононоке" разворачивается в полусказочном мире средневековой Японии среди горных лесов, полных разумных животных и духов. Лесу противостоит "цивилизация" в виде пришлой "имперской охоты" и местной "промышленной общины", которой управляет деловая женщина Эбоси.
      Община живет за счет выплавки металла и производства стрелкового оружия. Эбоси - сильный лидер, поборница технического прогресса. На глазах зрителей она переходит от изготовления грубых и тяжелых фитильных ружей к выпуску более совершенных кремневых.
      В фильме красочно показана работа металлургов. Мы видим высокую круглую печь, домницу, в которую взбегающие на площадки рабочие засыпают руду и уголь, работающих кузнецов, бригады женщин, качающих мехи для дутья, выпуск из печи расплава - скорее всего, шлака, потому что он льется прямо на землю, а не в форму-изложницу.
      В ту эпоху для получения железа применяли два процесса: более древний кричный и появившийся позже доменный, который позволял извлекать из руды больший процент металла, но был более сложен.
      Можно думать, что у Эбоси был принят кричный. Печи, подобные нарисованной Миядзаки, в Европе (и на Руси) строились с XIII века. Процесс полученя железа шел циклически. Низ печи загружали углем, потом засыпали смесью руды с углем и поджигали. Сперва, в течение пары часов руду прогревали при слабом дутье, потом дутье постепенно усиливали и доводили до предела. В это время подбрасывали в печь малые порции угля и руды и сливали шлак (этот момент цикла и показан в фильме). Примерно через шесть часов уже можно было видеть крицу - массу железа, сплавленного с примесями. Вскоре после этого пламя вдруг ярко вспыхивало, что служило сигналом окончания процесса. Дутье останавливали, и крицу извлекли из домницы.
      Производительность такой печи была достаточно велика - около половины тонны железа за один цикл, который обычно занимал сутки.
      Чтобы очистить железо крицы от примесей - частиц угля и шлака, ее разбивали на куски и проковывали. Для нагрева кусков крицы перед ковкой их часто клали в домницу сверху при начале следующей плавки.
      При доменном процессе железную массу доводили до плавления и получали сплав железа с углеродом - более легкоплавкий чугун, который сливали из печи в формы. Чтобы получить из чугуна железо, требовался его "передел" - новая плавка с выжиганием углерода. Это иногда проводилось в той же домнице, которая попеременно служила для обеих целей. Ясно, что работа древних металлургов была не только трудна, но и требовала многих специальных навыков.
      Эбоси в фильме не зря противостоит Лесу. Металлургия до XVIII в, когда начали применять каменный уголь, была повсюду главным врагом лесов (теперь это "почетное место" заняла целюллозно-бумажная промышленность). Топливом для плавильных печей служил древесный уголь, выжигание которого из дров тоже являлось немалым искусством. Для получения 100 кг железа требовалось не меньше 5 кубометров (около 5 т) дров. То есть "заводу" Эбоси их нужно было 25 кубометров в день. Чтобы получить кубометр дров, требуется вырубить около 50 кв. м леса, то есть дровосекам Эбоси приходилось ежедневно сводить 1250 кв.м. (два подмосковных садовых участка). Посчитайте, сколько они вырубали за год! Поэтому обезьяны, которые в фильме пытались сажать деревья, по сути были дальновиднее людей.
      В общине Эбоси леса вообще не жалеют - достаточно вспомнить береговой склон, утыканный острыми кольями. Но такое отношение к лесам характерно для всей Евразии той эпохи. Да и вообще, кого и что жалеют люди, занятые вечной борьбой за выживание?
      Надо отдать должное Миядзаки за любовное отношение к истории техники, ее знание и умение передать дух производственной обстановки позднего средневековья. Все ее черты живы и реалистичны. Не забыта кузница, где проковывают крицы и куют изделия; лица рабочих, засыпающих в печь шихту, защищены масками. Пожалуй, единственной непонятной деталью фильма кажется край большого колеса, вертящегося позади женщин-качальщиц.
      Интересная подробность: женщины качают мехи ногами, держась за спущенные с потолка канаты. Похожая, но рассчитанная на меха меньшей мощности схема описана в книге "Пиротехника" итальянского инженера Вануччо Бирнгуччо, изданной около 1500 г. Здесь рабочий двигает крышки мехов, так же наступая на них, но за счет привязанной к канату перекладины находится в более удобной позе. Поскольку в книге этот способ подается как новый, возможно, ему предшествовал и тот, что изобразил Миядзаки.

май '03

Верх страницы