Летательный аппарат "Люпена"
Век пара и наследие Лапуты
Дирижабли Миядзаки
Нестандартные решения
Лес и металлургия в "Мононоке"

Главная страница

С.Житомирский

Воздушный флот "Навзикаи"

      Одной из главных линий сюжета фантастического боевика "Навзикая" служит авиационная война - высадка десанта, воздушные схватки, вынужденные посадки, абордажные бои в небе. Поэтому интересно оценить с технической точки зрения авиацию фильма.
      В промышленно отсталой Долине ветров терпит бедствие "воздушный фрегат" Тольмекии, который везет "подарок великого прошлого" - чудовищного боевого робота, последнего из тех, которые, как можно понять из заставки, и довели древнюю культуру до сморазрушения.
      Фрегат, пожираемый гигантскими мокрицами, пытается сесть, но настолько огромен, что разбивается, задев крыльями края ущелья. Дело происходит ночью, мы видим только многчисленные огни, которые рисуют его необъятное брюхо и толстенные крылья. Сразу становится ясно, что по части размеров нашей авиации далеко до той, которую использует Тольмекия.
      На экране нет ни одного пропеллера (за исключением ветряков Долины), в фильме царит эпоха полностью реактивной авиации. Какие-то неведомые нам технические решения позволили тамошним авиаконструкторам использовать на каждой машине множество компактных реактивных двигателей.
      Для десанта используются самолеты типа "летающее крыло", обходящиеся без хвоста. В свое время проекты таких машин серьезно рассматривались, но сама толщина крыла, в котором требуется разместить экипаж и груз при хорошей аэродинамике, может быть обеспечена только для очень больших машин. Есть у них и проблемы с устойчивостью и управляемостью, которую самолеты фильма, очевидно, решают с помощью дополнительных реактивных сопел.
      Эскадрилью этих десантных кораблей сопровождает странный самолет меньшего размера с двумя парами крыльев (кстати, в лесу водятся подобные четырехкрылые гигантские насекомые). Выглядит он весьма оригинально и, насколько я знаю, не имеет аналогов в реальной истории авиации.
      Можно заметить и некий единый стиль самолетов Тольмекии, вполне соответствующей стилю ее поведения - ее машины грубы, огромны, неуклюжи и имеют грязно-зеленый цвет.
      Тольмекия берет заложников, они помещены в "барже" - толстом уродливом планере, который тащит на канате одна из транспортных машин. Надо отдать должное экипажу и строителям, после гибели аппарата-тягача баржа успешно планирует, садится на воду и не тонет. На одном из кадров на носовой части планера виден передний конец широкой лыжи. Трудно сказать, садился ли аппарат прямо на эту лыжу, или она предназначена для страховки, на случай, если откажут основные шасси. Такие решения история авиации знает. Например, Сикорский оснастил первый в мире крупный самолет "Илья Муромец" неким подобием лыж в дополнение к колесам.
      Буксирование самолетами планеров для их подъема на высоту практиковалось в планеризме почти с самого его рождения. Но в истории был и случай перевозки планерами больших грузов. Этой идеей воспользовались британцы во время Второй мировой войны при высадке десанта в северной Африке против армии Роммеля. Тогда было изготовлено большое количество грубых деревянных "одноразовых" планеров, в каждом из которых помещался танк. Несколько сотен таких машин были отбуксированы по воздуху к цели, что обеспечило разгром фашистов в Африке.
      В несколько другом стиле построен воздушный корабль партизан - противников Тольмекии. Этот "летающий дом" отчасти похож на современные транспортные самолеты с верхним расположением крыльев, но имеет сравнительно узкий и высокий фюзеляж, похожий на борт морского судна и украшенный двумя этажами корабельных иллюминаторов.
      Оригинально сделаны шасси - машина садится на длинные, закрепленные под днищем полозья. Здесь не стоит упрекать Миядзаки за "ошибку". Если в этой машине предусмотрены реактивные сопла, направленные вниз, то и посадка на полозья может быть достаточно мягкой.
      Долина ветров тоже имеет авиацию (по всей видимости, импортную), но не военную. Это небольшой изящный самолет и "крылья" - легкое крыло с двигателями и поручнями, держась за которые Навзикая виртуозно летает. На обеих машинах половинки крыльев можно откидывать вверх, как это делается на самолетах авианосцев, чтобы уменьшить их ширину при хранении. Это свойство позволило Миядзаки дважды изобразить, как маленькое летательное средство отделяется от большого и, развернув в воздухе крылья, спасается.
      Мельком показан истребитель партизан, который один ухитрился уничтожить всю тольмекскую эскадру. Почему-то спереди его крылья выглядят как пара торчащих в стороны веретен. Но он ведет атаку с стороны солнца, и зрителю, как и тольмекским стрелкам, очень плохо виден. Вызывает удивление беспечность Тольмекии, пославшей эскадру без прикрытия истребителей. Очевидно, захватчики считали, что окончательно подавили всех и теперь могут делать, что пожелают.
      Таковы воздушные машины фильма. Еще более странные летательные аппараты можно видеть в комиксе Миядзаки, по начальным томам которого снята "Навзикая".
      Из этого комикса в фильм залетело странное устройство, принадлежащее партизанам - что-то вроде летающей ступки Бабы-Яги. Этот сосуд похож на половинку античного кувшина, правда, снабженного посадочными выступами. В нем сидят два бойца с пулеметом, а снизу можно подвешивать достаточно тяжелые грузы. Остается загадкой, за счет чего это летательное средство движется и вообще держится в воздухе.
      Но Миядзаки сумел подать всю эту, довольно экзотическую летательную технику с поразительной достоверностью. Обшивка самолетов крепится заклепками, стекла кабин имеют рамы, и даже самые странные летающие монстры выглядят на удивление правдиво.

май '03

Верх страницы