Летательный аппарат "Люпена"
Воздушный флот "Навзикаи"
Век пара и наследие Лапуты
Нестандартные решения
Лес и металлургия в "Мононоке"

Главная страница

С.Житомирский

Дирижабли Миядзаки

       Миядзаки увлекается не только транспортными средствами тяжелее воздуха. В его произведениях не раз появляются дирижабли. В фильме "Ведьмина почта" сюжет связан с одним из них, который по форме, конструкции и размерам похож на аппараты 30-х годов прошлого века и смахивает на на немецкий жесткий дирижабль "Цепелин". Как знак любви к ушедшей эпохе детства авиации воспринимается дирижабль, пролетающий над городом в фильме "Шепот сердца". Но настоящее царство этого вида машин можно видеть в "Лапуте".
      В мире с земным тяготением и атмосферой существование таких дирижаблей, как в "Лапуте", было бы невозможно, но это фантастический фильм, а фантастика вовсе не обязана считаться с техническими реалиями. Дело художника восхищать и завораживать, он может позволить себе, если надо, поменять законы природы. В мире, где существуют волшебные предметы, прежде всего сам Летающий замок и "летучий камень", дирижабли вполне могут быть такими легкими и жесткими, какие нашим конструкторам только снились.
      Вызывает умиление примитивный паровой дирижабль отца Падзу. Облик этой машины восходит к гравюрам конца позапрошлого века. Но в эпоху действия фильма крупные и несколько необычные дирижабли, как видно, уже стали основой воздушного транспорта.
      Фильм начинается с пассажирского дирижабля. Поскрипывают медленные вертолетные винты, дающие аппарату дополнительную подъемную силу, светятся стекла расположенного в верхней части носа ресторанного зала. С ресторана и начинают нападение пираты, которые спускаются под брюхо лайнеру, где в одной из кают находится героиня.
      Величественно выглядит летучий линкор "Голиаф", видимо, дирижабль с жестким корпусом, выполненный в дизайне военного корабля с орудийными башнями, но почему-то раскрашенный в цвет земного камуфляжа.
      К брюху "Голиафа" подвешены[*] несколько самолетов. Об этих довольно странных реактивных самолетах стоит сказать особо. Мы видим, как один из них высаживает группу солдат, и вызывает удивление отсутствие у него колес. Вместо колес предусмотрены опоры наподобие сошников, которыми снабжали хвосты "летающих этажерок" на заре авиации. Остается неясным, как такие самолеты взлетают и стыкуются с "Голиафом". Вероятнее всего, это машины вертикального взлета, но зачем тогда им пашущие землю сошники?
      Возвращаясь к дирижаблям, надо сказать, что хотя сейчас они и превратились в экзотику и используются в основном для рекламных целей, но на заре авиации на них возлагали большие надежды. По грузоподъемности, комфорту, безопасности и дальности автономного полета они намного превосходили самолеты того времени.
      Дирижабли строились в основном трех типов. Во-первых мягкие, небольшие, где оболочка держала форму только за счет давления газа. Во-вторых, полужесткие, с фермой вдоль брюха, к которой крепились оболочка, гондола и моторы (таким был дирижабль "Италия", знакомый многим по фильму "Красная палатка"). Наконец, в-третьих, жесткие, с обтянутым тканью каркасом. Создавались, правда, и небольшие опытные дирижабли с жесткой металлической оболочкой - таким, видимо, мыслился и "Голиаф". Однако винты для создания дополнительной подъемной силы практически не использовались.
      Как мы знаем, прогресс в области самолетостроения в нашем мире сделал дирижабли неконкурентоспособными. При всех преимуществах (например, возможности висеть в воздухе без затраты энергии), у "небесных китов" были два серьезных недостатка. Во-первых, большая зависимость от скорости ветра - при огромной парусности дирижаблю было трудно соперничать с неблагоприятными ветрами. И во-вторых, сложности системы дирижабль-земля. Невесомый крупный дирижабль не желал сидеть на поле, особенно при ветре. Для приема воздушного судна создавалиь аэродромные службы из сотен рабочих, которые ловили дирижабль за стропы и заводили в эллинг. Строились и причальные мачты - такая в "Лапуте" имеется в крепости, к ней пристегивается носом "Голиаф".
      В фильме этого не показали, но на самом деле дирижабль у причальной мачты вел себя как флюгер, ветер вертел его в разные стороны. Ясно, что это не самая удобная позиция для погрузки, разгрузки и заправки. Тем более, что надо было все время следить за постоянством общего веса машины.
      В середине 70-х годов в журнале "Техника-Молодежи" был опубликован любительский проект огромного дирижабля, в котором эта проблема была оригинально решена. Аппарат вообще не должен был опускаться на землю. Грузы доставлялись на него вертолетами, а атомная энергоустановка не требовала частой заправки. На его спине, как у пассажирского лайнера из "Лапуты", была прогулочная палуба и помещения для людей (по назначению это был летающий дом отдыха). Пожалуй, нечто подобное представляла собой сама Лапута - в титрах мы видим ее изначальный облик, и под днищем крутится гигантский пропеллер, который, конечно, не позволял крепости садиться на землю.
      С наибольшим вниманием и любовью нарисован пиратский воздушный корабль, который называется "Tiger Moth", а я бы за дизайн назвал "Матушкой гусыней". Он нарочито сделан в форме птицы. Под основным пузатым корпусом размещены каюты, кухня и машинное отделение; ниже - ангар воздушных мотоциклов, вперед выдвинут мостик-шея, ведущий в рубку управленя, голову с круглыми глазами-иллюминаторами по бокам и даже острым клювом (может быть, тараном?). К передней части наполненного газом корпуса прикреплены поворотные крылья с винтами на концах. При взлете винты работают на подъем, а при полете тянут аппарат вперед. Длинный вал с четырьмя толкающими винтами идет от машинного отделения к огромному рулю, на котором закреплены и полки стабилизаторов. Кроме того, на спине этого чуда техники есть карман, в котором спрятан складной планер-дельтаплан. Все это выглядит весьма оригинально.
      Правда, конструктора, создавшего удивительную машину, можно упрекнуть за техническую ошибку. Стабилизаторы обычно крепились к корпусу, и их помещение на руле заметно усложняет управления рулями высоты, но это не принципиально. Другое дело - крепление к рулю вала задних пропеллеров. В том виде, как это нарисовано, схема просто неработоспособна. Вообще не стоило ставить заднюю опору винтов на подвижном элементе, но уж если ставить, то следовало бы установить ее на продолжении оси поворота руля, иначе он при повороте станет смещать опору вбок. К сожалению, на рисунках видно, что опора заметно сдвинута от этой линии назад.
 

май '03

* Оказывается, здесь не только вымысел Миядзаки. В реальности существовали два военных дирижабля, несущие самолеты (группу до пяти машин) - USS Acron и USS Macon:
       http://www.history.navy.mil/photos/ac-usn22/z-types/zrs4.htm
       http://www.history.navy.mil/photos/ac-usn22/z-types/zrs4-m.htm

       http://www.history.navy.mil/photos/ac-usn22/z-types/zrs5.htm
       http://www.history.navy.mil/photos/ac-usn22/z-types/zrs5-m.htm
Спасибо за ссылки одному из читателей!
(назад к тексту)

Верх страницы