Презентация песни к "Понё"
"Красоточки": из главы 3
"Красоточки": из главы 4
"На старт"
Про Навсикаю
"Унесенные духами"
"Ведьмина служба доставки"
Ранний "Порко Россо"
Осаму Тэдзука
Учитель рисования
Семья

Главная страница

Сказочное начало в корейском фильме "Пропавшая без вести Сен и Чихиро"

Су Кёнг Ли
(Университет Конкук,
Республика Корея)


       Процесс, который испытывает человек во время роста, один и тот же и в древние времена, и в развитом технологией и компьютером современном мире, и во всех странах, имеющих разные культуру и обычаи. Человек не может остаться навсегда ребенком. Ему надо испытывать много трудностей и мучений, чтобы стать взрослым. Это процесс долгий, трудный, полный мучения и несчастья. Вдруг в один день ребенок не может стать независимым человеком, отделяясь от лона родителей и дома. Но у него нет другого варианта, он должен принимать новую ситуацию. Через переживание трудностей и испытаний он устанавливает законы приобретения независимости и взросления. Это повторяется не один раз. Он переживает этот процесс на всех ступенях жизни и становится более совершенной личностью.
       Сказка, которая создавалась устным путем в течение долгого времени, отражает этот процесс роста человека. Поэтому и в современном обществе она привлекает людей к себе. Другая особенность сказки - это то, что в ней есть фантазия и выдумка. Увлекаясь приключениями и трудностями, боями с врагами и победами, слушатели представляют себя героями сказки. Писатель Ж.Р.Р. Толкиен указывает на фантазию как на первую характеристику сказки [1, с.45]. Возникающие в вымышленном мире сказки события и приключения отражают внутренние столкновения, желания и подсознание человека. Следовательно, передвижение взаимных пространств действительности и фантазии производится естественно и мгновенно.
       Герой в фильме "Пропавшая без вести Сен и Чихиро" переживает тот же процесс роста, что и герои в сказках. Как герои в сказках изменяются, переживая много трудностей и приключений, так и героиня фильма достигает зрелости, переживая трудности и мучения. Когда она возвращается в действительность из фантастического мира, она уже не ребенок, как раньше. Постановщик фильма Миязаки Хаяо указывает на изменение не размышляющего поначалу героя. Он пишет, что "в те дни, когда дети находятся под теплой и крепкой охраной родителей, отделенные от трудной и опасной действительности, они не развиваются как личности. Символом их состояния в это время являются худощавые ручки и ножки у Чихиро, пасмурное выражение ее лица, редко выражающего радость. Но когда Чихиро оказывается одна перед трудностями, она находит незнакомую ранее терпеливость и приспособляемость и сознает свою силу выносить тяжелые испытания. : Всегда вялая и мрачная, Чихиро имеет привлекательное выражение лица в конце фильма [2, с.17]
       Этот фильм следует структуре сказок, т.е. свободному передвижению в пространствах действительности и фантазии, в образах героев, противников и помощников героев и т.д. Как герои многих сказок во всем мире, которые обычно вначале ведут себя как дураки и глупцы, Чихиро также сначала ведет себя как глупый ребенок и трус. Противником героя выступает баба Юбаба, которая задает много трудных для героини заданий, и героиня постепенно становится независимой. Помощником героини является мальчик Хаку. Он помогает Чихиро переносить тяжелые испытания и ободряет ее.
       В "Пропавшей без вести Сен и Чихиро" используются разные цвета. Особенно важное значение имеют в фильме белый, красный, синий цвета: Хаку носит рубашку белого цвета и брюки синего цвета, а Чихиро носит одежду красного цвета. По словарю символов, синий цвет означает цвет глубокого моря, нуль и бесконечное пространство [3, с.76]. А белый цвет означает смерть и погребение, жизнь и любовь, исчезновение старой жизни и рождение новой жизни [3, с.79]. И Хаку, воплощающий синий и белый цвета, играет в фильме важную роль, как мать, рождающая новую жизнь и воспитывающая детей. К тому же Хаку является богом реки, белым драконом. В мифе и сказке дракон является символом матери [4, с.125-126]. Это вновь подчеркивает его функции матери.
       Красный цвет означает любовь, радость, гнев, терпение и бедствие. Чихиро в красной одежде в купальне должна переживать трудности. Постепенно она меняется. В начале фильма она была просто избалованное дитя, но в середине и в конце фильма она становится совсем другим ребенком. Сейчас она ухаживает за другими людьми, помогает им и спасает жизнь Хаку. Купальня, где все боги купаются в воде и укрепляют свой дух, является важным местом перерождения человека. Таким образом, вода в этом фильме играет очень важную роль. "Пропавшая без вести Сен и Чихиро" является фильмом, который, следуя структуре сказок, показывает процесс роста героя с помощью символов цвета и воды.


Литература

    1. Толкиен Ж.Р.Р. Tree and Leaf. G.B., 1988
    2. The Art of Spirited Away. Seoul, 2002
    3. Cooper J.C. An Illustrated Encyclopaedia of Traditional Symbols. Seoul, 2001
    4. Jung C.G. Man and His Symbols. Seoul, 1996

Текст опубликован в сборнике тезисов международной конференции "Россия и Азия: становление и развитие национального самосознания", Улан-Удэ, 21-24 июня 2005 г. С.158-160. Сохранена авторская орфография.

Верх страницы