Презентация песни к "Понё"
"Красоточки": из главы 3
"На старт"
Корейская статья о "Сэн"
Про Навсикаю
"Унесенные духами"
"Ведьмина служба доставки"
Ранний "Порко Россо"
Осаму Тэдзука
Учитель рисования
Семья

Главная страница

«Новейшая история "красоточек"»
Из главы 4 «Как "красоточки" покорили мир»

Го Сасакибара


       Хаяо Миядзаки постоянно был впереди всей Японии в изображении «красоточек и техники», да и сейчас его можно назвать главным авторитетом в этой области. На протяжении значительной части своей карьеры он изображал машины как истинный энтузиаст, а среди его персонажей немало девочек.
       Например, как я писал выше, важную роль в моде на «красоточек», начавшейся в 1980-е, сыграла Кларисса, героиня «Замка Калиостро». Много в этом фильме и техники, в которой Миядзаки такой мастер – здесь и автожир, и зубчатые колеса гигантских часов, внутри которых разыгрывается кульминационная сцена. С истовостью знатока нарисованы и анимированы встречающиеся в фильме автомобили и оружие, от которых так и веет страстью к военной технике.
       Однако главным героем здесь пока еще оставался мужчина. В предыдущей работе Миядзаки, телесериале «Конан», тоже, хотя героиня и изображалась существом, имеющим абсолютную ценность, на главной роли удерживался герой, сражающийся, чтобы ее спасти. Но в 1984 г. с огромным успехом вышла «Навсикая из Долины ветров» - и сражаться уже начала сама героиня.
       Причем героиня этого фильма, не щадя жизни, спасает весь мир, она фигура мифологическая, богоподобная. Она изображена почти в религиозном ключе, и в этом произведении ей принадлежит высшая ценность и высшее могущестов. В «Замке Калиостро» героиню обожествлял один Люпен; в «Навсикае» ее аура распространилась на весь мир.
       Можно сравнить «Навсикаю» с вышедшей в том же году классической картиной «о красоточках и технике» «Гиперпространственная крепость Макросс: помнишь любовь?» [1]. Там, как и в соответствующем телесериале, героиня самоотверженной борьбой (песнями) останавливала межпланетную войну и спасала человечество – структура, сходная с «Навсикаей». В обоих фильмах в сражении, от исхода которого зависит судьба всего мира, решающим участником и всеобщей спасительницей оказывается девочка.
       Причем достигается это за счет ее «голоса сердца». Будь то пришельцы, растроганные пением героини, или омы, которым открылась ее душа, в обоих случаях конфликт разрешается воздействием на внутренний мир противника. Пришельцы, столкнувшись с песнями и манерой двигаться героини, испытали культурный шок и прекратили войну. Омы, сверхъестественным образом заглянув к ней в душу, остановили разрушительный бег.
       Чувства девочки всесильны.
       В обоих произведениях ни одно существо не может устоять, соприкоснувшись с ее душой. В данном отношении и «Навсикая», и «Макросс» имеют совершенно одинаковую структуру «фильма о красоточках».

       Разумеется, и машины в «Навсикае» - военные самолеты, танки и прочее наполнение батальных сцен, - изображены с любовной заботой; титан и омы, хотя они и не относятся к технике, тоже нарисованы невероятно тщательно. В «Макроссе» с его роботами, космическими кораблями и ураганом трассирующих снарядов атмосфера отчетливо другая. Однако в самом подходе к технике эти два фильма словно соревновались, кто изощреннее и дотошнее.
       Картины Миядзаки по внешнему виду заметно отличаются от фильмов для любителей боевых роботов и от космической фантастики, но корни у них общие.
       Это присутствие у Миядзаки «красоточек и техники» на самом деле можно видеть уже в его первой работе как мультипликатора – в кинофильме «Космическое путешествие Гулливера» 1965 г. [2]
       Миядзаки в этом фильме был всего-навсего фазовщиком, однако убедил режиссера вставить незадолго перед финалом сцену спасения принцессы, которую сам же анимировал. Вот как рассказывает об этом эпизоде в журнальном интервью Исао Такахата, который работал вместе с Миядзаки на студии «Тоэй»: «[...] сцена, где главный герой Тед спасает принцессу не помню какой планеты, ее кукольное тело раскалывается на две половинки и внутри оказывается настоящая красавица-принцесса. Режиссера, г-на Куроду, он чуть не насильно уломал и сам все анимировал. Сцена занятная в том смысле, что это предшественница его более поздних героинь («Ну, вставай» – «Как холодно!»), но главное, в результате получилось, что жители планеты, вроде бы люди, которыми управляют роботы, на самом деле машины, притворившиеся людьми». («Анимейдж», август 1981 г.)
       Функция героя оказалась в том, чтобы освободить принцессу из-под маски и раскрыть для нее «ее настоящую». И выдвинул эту идею Миядзаки.
       Герои этого фильма попадают на планету, где правят роботы, и кульминация включает битву с механическим войском. Можно увидеть здесь один из истоков японских мультфильмов о роботах. На их внешности – консервная банка с длинными тощими руками, - возможно, сказалось влияние «Пастушки и трубочиста», чрезвычайно близки они и к роботам из последующего творчества Миядзаки.
       Миядзаки охотно изображал гигантских роботов и великанов, не изменил этому пристрастию по сей день. Начиная с человека-скалы из «Храброго солнечного принца» [3] и Голема из «Летучего корабля-призрака» [4] - над этими фильмами он работал еще как сотрудник студии «Тоэй», - до титана в «Навсикае» и Звериного бога в «Принцессе Мононоке», он продолжает выводитьтот же образ.
       Постоянным является и мотив спасения принцессы. Одних только классических примеров с таким развитием сюжета можно назвать множество: «Храбрый солнечный принц», «Кот в сапогах» на студии «Тоэй», из его собственных режиссерских работ «Конан», «Замок Калиостро», «Лапута», «На старт», «Принцесса Мононоке» и другие.
       Особенно интересен клип «На страт» на песню Тягэ и Асуки (1995 г.); в нем наиболее непосредственно проявилась ментальность Миядзаки как певца «красоточек и техники», и отчетливо видно главное направление его творчества. Миядзаки в этом клипе недолго думая воплотил в образе «красоточки» абстрактную идею самого дорогого. На фоне футуристического города, где в воздухе кишат всевозможные механизмы, двое главных героев, рискуя жизнью, спасают «самую дорогую» девочку и выпускают в поднебесье.
       Желание спасти принцессу всегда присутствует в фильмах Миядзаки. Даже если среди действующих лиц нет принца, можно самого Миядзаки представить в этом качестве – и заботливо-влюбленный взгляд узнается практически всюду. В «Тоторо», «Ведьминой службе доставки», «Сэн» мы видим этот характерный взгляд, следящий за каждым движением девочек, и сверхтщательный рисунок (сюда можно еще добавить мотив башни или замка, чтобы получился набор элементов, с легкостью исчерпывающих все его творчество, однако не будем отвлекаться от основной темы).

       Изобразив в «Навсикае» девушку-воина, Миядзаки и в других своих фильмах часто делал девочек главными героинями. Напротив, мальчики стали встречаться редко и, даже попав на главную роль, действуют не слишком успешно.
       В вышедшей после «Навсикаи», в 1986 г., «Лапуте» на главную роль вроде бы претендует мальчик, но это чрезвычайно бледный персонаж. По идее, он должен был бы сам, как положено герою приключенческого повествования, отправиться на поиски заветной цели – Лапуты, которую разыскивал покойный отец; однако стоило начаться действию, как его мотивация сделалась до крайности слабой, а в качестве основной движущей силы ее подменило спасение принцессы. Да и ключевое место в сюжете досталось не ему, а девочке.
       В следующем фильме, «Тоторо» (1988 г.), позиция персонажей, глазами которых воспринимается происходящее, уже полностью отдана девочкам. «Ведьмина служба доставки» (1989 г.) идет еще дальше, детально описанная жизнь юной героини, подробности ее переживаний сами становятся главной темой фильма, а сюжет состоит в том, что девочка выручает мальчика из беды.
       В 1992 г. наконец был создан фильм с героем-мужчиной, «Порко Россо», однако герой этот почему-то явился зрителям в виде уродливой свиньи. Не смея открыть лицо, он сам себе магически придал свиной облик.
       Этот фильм, на афише которого лозунг «Вот он, настоящий мужчина!», прямо изображает ненормальность положения мужчины в мире, где правит «красоточка». Неотразимым он может стать уже только под безобразной личиной. Одновременно Миядзаки изображает юную девушку, которая активно действует, не пряча лица; этим он создает удивительно откровенную картину эпохи, где жизнь мужчины сломана, а сам он лишен инициативы.
       То же самое продолжается и в «Принцессе Мононоке» (1997 г.). Главный герой и здесь все-таки мужского пола, но нам показывают, как юноша, _получив проклятие) (выделение автора – А.П.), принимает свою участь и бесстрашно наблюдает развитие событий. Напротив, движущей силой сюжета опять являются женщины. Есть сведения, что в процессе работы над фильмом Миядзаки настаивал, чтобы в названии было имя главного героя, Аситаки, а название «Принцесса Мононоке» появилось из рыночных соображений. Учитывая, что Миядзаки здесь показывает дух времени с позиции мужчины, назвать этот фильм именем героя и вправду было бы правильнее.
       Относительно имевшего громкий успех фильма «Сэн» сам Миядзаки заявлял, что «снял его для десятилетних», однако рассмотрев его творчество, мы прекрасно понимаем, что фактически здесь имеются в виду не все дети. Картина призвана ободрить десятилетних девочек. А как же мальчики? Их загнали в положение Хаку и Безликого, где им остается лишь ждать, пока их облагодетельствует девочка Тихиро. В особенности Хаку лишен основы своего существования и свободы действий; весь фильм он заботится о Тихиро, и наконец она вспоминает его имя и избавляет его от заклятия. Вернуть утраченный статус по-прежнему оказалось можно, лишь получив подтверждение своей ценности от «нее».
       «Сэн» на первый взгляд отличается от фильмов «о красоточках», но рассматривая ее с позиции мужчины, мы различаем все тот же жанровый костяк. Режиссер, мечтающий спасти принцессу, присутствует всюду в качестве невидимого принца, и мы постоянно чувствуем его взгляд, не пропускающий ни одного движения Тихиро.

[1] Гиперпространственная крепость Макросс: помнишь любовь? (Тё:дзику: ё:сай Макуросу ай обоэтэ имасу ка), 1984 г., студия «Тохо», реж. Нобору Исигуро и Сёдзи Кавамори. Киноверсия телесериала «Гиперпространственная крепость Макросс». В числе центральных персонажей певица, голос которой покоряет сердца инопланетных агрессоров.
(назад к тексту)

[2]  Космическое путешествие Гулливера (Гариба: но утю: рёко:), 1965 г., студия «Тоэй», реж. Ёсио Курода.
(назад к тексту)

[3] Храбрый солнечный принц (Тайё:-но о:дзи Хорусу-но дайбо:кэн), 1968 г., студия «Тоэй», реж. Исао Такахата.
(назад к тексту)

[4] Летучий корабль-призрак (Сора тобу ю:рэй сэн), 1969 г., студия «Тоэй», реж. Хироси Икэда, по комиксу Сётаро Исиномори.
(назад к тексту)


Сасакибара, Го. Новейшая история "красоточек": "обожание" и персонаж ("Бисё:дзё" но гэндайси - "моэ" то кяракута:). Токио, "Коданся", 2006 (2004). Из главы 4, стр.114-123.

Верх страницы